церковно-адм. единица на территории Крымского п-ова, входившая в VIII–XIX вв. в состав К-польского Патриархата.
Г. е. располагалась в Готии (греч.Γοτθία — так византийцы в VIII в. стали называть захваченную хазарами «страну Дори», область, населенную аланами и готами. Историк VI в. Прокопий Кесарийский помещал ее в Горном Крыму, что подтверждается материалами археологических раскопок, свидетельствующих о расположении Готии на территории от Алушты до Балаклавы. Правитель области в визант. источниках назывался «господином Готии» или «правителем народа таврических Климатов», но эти должности отсутствовали в офиц. табели о рангах. Ко времени образования Г. е. столицей Готии был г. Дорос (его руины обнаружены на горе Мангуп в Юго-Зап. Крыму). О времени возникновения Г. е. высказывались противоречивые суждения. В списках епархий К-польского Патриархата, к-рые впервые были изданы К. де Боором как «Парижская нотиция 1555a», под № 37 Г. е. упомянута в ранге митрополии и отмечена в географической схолии. Списки отнесены издателем ко времени немного ранее Вселенского VII Собора 787 г., однако он предположил, что сведения о крымских епархиях отражают ситуацию, сложившуюся на полуострове в VI в., в годы правления имп. Юстиниана I Ю. А. Кулаковский, А. А. Васильев и др. датировали возникновение Г. е. 2-й пол. VIII в. Ж. Даррузес считал упомянутую нотицию де Боора компиляцией, а не офиц. списком и отнес ее к IX в. (Darrouzès. Notitiae. P. 32, 33, 230–245). Скорее всего Г. е. была основана между 692 и 753 гг. Судя по подписи участвовавшего в Трулльском Соборе еп. Херсона Георгия ( επίσκοποϛ Χερσώοϛ τήϛ Δόραντοϛ — епископ Херсона Дорантского), в 692 г. приходы обл. Дори еще принадлежали Херсонской епархии. Однако в появившемся между 815 и 842 гг. Житии свт. Иоанна Готского говорится об участии в иконоборческом Соборе 754 г. не названного по имени епископа Готии, к-рый подписал решение об отмене иконопочитания и был возведен в сан митрополита Ираклии Фракийской. Как сказано в Житии, прихожане контролируемой хазарами Готии не пожелали признавать решения Собора и в 755 г. избрали епископом свт. Иоанна. После возвращения из 3-летней поездки в Св. землю свт. Иоанн по настоянию прихожан отправился в Грузию, чтобы в 758 или 760 г. получить рукоположение во епископа от правосл. католикоса Грузии. На своей родине в Партените Иоанн основал для сторонников иконопочитания мон-рь св. апостолов Петра и Павла, снабдив его богослужебными книгами. После смерти в 780 г. имп. Льва IV Хазарина в К-поле преобладало благосклонное отношение к сторонникам иконопочитания. Имп. Ирина разрешила Иоанну посетить столицу, где он встречался с патриархом Павлом IV (780–784). В подписях участников 1-го и 3-го заседаний Собора фигурирует подпись мон. Кирилла, наместника еп. Готии Никиты. Решение 4-го заседания о почитании икон мон. Кирилл подписал за еп. Готии Иоанна: μοναϗόϛ καί έκ προσώποu Ίωάννον έπισκόποu Γότϑων (Mansi. Т. 13. Col. 137D). По мнению Васильева, упоминание в актах 2 епископов отражает существовавшую в Готии ситуацию, описанную в Житии свт. Иоанна. Согласно тексту, в 787 г. возникло противостояние между местными властями и хазар. каганом, к-рый ввел в Дорос хазар. военный отряд. Не желая с этим мириться, жители Готии подняли восстание, в к-ром приняли участие господин Готии, его архонты и Иоанн. Восставшим удалось изгнать хазар из Дороса и овладеть горными переходами. Однако жители одного из селений предали еп. Иоанна, что позволило хазарам одержать победу. Каган пощадил господина Готии, но казнил 17 крестьян, Иоанна отправил в хазар. тюрьму в г. Фуллы, из к-рой он бежал в Амастриду. Поскольку плененный хазарами епископ не смог прибыть на Собор, его представлял мон. Кирилл. Но вскоре Никита вместо Иоанна занял епископскую кафедру в Готии. У Никиты имелось достаточно времени, чтобы прибыть в К-поль и принять участие в Соборе (Vasiliev. 1936. P. 91–92). По мнению Даррузеса, епископом Готии был либо Иоанн, либо Никита (Darrouzès . 1975. P. 19). Франц. исследовательница М. Ф. Озепи, отметив, что подписи в актах Никейского Собора фиксируют 2 епископов Готии — Иоанна и Никиту, согласилась с предложенным Васильевым объяснением этого факта (Auzépy.1999. P. 275–276). По предположению Э. Ламберца, епископом Готии являлся Никита, а упоминание об одной из подписей Иоанна скорее всего заимствовано из текста Жития свт. Иоанна Готского в более позднее время (Lamberz. 2004. S. 31, 46, 47). Вероятно, Иоанн не участвовал в Соборе потому, что он уже находился либо в хазар. тюрьме, либо в Амастриде, где после 787 г. встретился со свт. Георгием, еп. Амастридским. Очевидно, восстание против хазар могло произойти по возвращении Иоанна из К-поля в 784 г. и до созыва VII Вселенского Собора в 787 г. После подавления восстания новым епископом Готии назначили Никиту.
Несмотря на ведущую роль в восстании епископа Готии, каган не препятствовал деятельности К-польской Патриархии в традиционнохрист. регионах Хазарии. Вероятно, зафиксированный в «Парижской нотиции 1555a» факт преобразования епархии в митрополию указывает на стремление К-поля через Готию распространить христианство в др. регионах Хазарии. Существование Хазарской епархии ок. 765 г. подтверждается содержащимся в Минологии имп.Василия II (см. Василия II Минологий) рассказом об исповедничестве неназванного отшельника-иконопочитателя и о его ссылке в Херсон, а затем о побеге в Хазарию, где он стал епископом (SynCP. Col. 263, 264). Сведения о Г. е. имеются в написанном междут821 и 826 гг. ответном письме прп. Феодора Студита архимандриту Готии по поводу раздоров с архиереем соседней епархии. В том же письме Феодор Студит писал о своем обращении к еп. Филарету и обличал нарушителей правил монашеской жизни в мон-рях Готии ( Theodori Studitae Epistulae.T. 2. № 486). Факт обращения архимандрита Готии к опальному во 2-й период иконоборчества духовному вождю иконопочитателей, каким являлся Феодор Студит, весьма интересен. Бесспорно, после прихода к власти имп. Льва V, восстановившего иконоборчество в К-поле, епископ и паства Готии остались иконопочитателями. В Житии поборника иконопочитания прмч. Стефана Нового (816) Готия названа среди областей, в к-рых после Собора 754 г. Стефан Новый советовал монахам искать убежища (Auzépy. 1997. P. 125, 19; 219). Мн. исследователи используют эти свидетельства для доказательства массовой эмиграции монахов-иконопочитателей в Готию во 2-й период иконоборчества. Но, как показала Озепи, текст Жития прмч. Стефана Нового в данном случае вряд ли может быть использован как надежный источник. В схолии к нотиции времени патриарха Никифора (806–815) среди принадлежавших Патриархии областей упомянуты сев. Климаты (Vasiliev. 1936. P. 135), как нек-рые визант. авторы называли Готию. Во 2-й пол. IX в. Византия вернула себе Горный Крым. В списках X–XII вв. Г. е. названа в числе подчиненных К-полю епархий: в нотиции имп. Льва VI Мудрого (901–907) Г. е. помещена под № 44 (Gelzer. 1900. S. 551; Darrouzès. Notitiae. P. 44, 45, 51, 52, 250, 266), в нотиции под условным названием «Nova tactica» эпохи имп. Константина VII Багрянородного (913–959) — под № 46 ( Gelzer. 1890. S. 60–61), в нотиции времени имп. Иоанна Цимисхия (969–976) архиепископ Готии упомянут на 45-м месте (Gelzer. 1900. S. 571–572), в нотициях периода имп. Алексея I Комнина, составленных после 1084 (I Gelzer. 1900. S. 549) и ок. 1096 гг. (Gelzer.1892. S. 255, 281–282),— на 34-м, в нотиции Нила Доксопатра 1142/ 43 г.— на 28-м (Darrouzès. Notitiae. P. 377), в нотиции 1189 г.— на 29-м (Gelzer. 1900. S. 590, 593). В нотиции Нила Доксопатра об автокефальных епархиях, в т. ч. и о Готской, сказано, что они «подчиняются Константинопольскому престолу и не подчиняются никакому митрополиту и не имеют в подчинении епископские области» (Darrouzès. Notitiae. P. 377). В нотиции кон. XII в. центром Г. е. назван Кадрос, в этом названии Васильев видит искаженный топоним «Дорос» (Vasiliev. 1936. P. 146).
Архиепископы Готии участвовали в К-польских Соборах 1066, 1067, 1140, 1143, 1144, 1147 (Константин), 1166 (в марте Иоанн, в мае Константин (вероятно, другой)) и 1170 гг. (Vasiliev. 1936. P. 146–148). В 1238 и 1242 гг. первые набеги на Готию совершили татары, разорявшие приходы епархии. После восстановления в 1261 г. имп. Михаилом VIII Палеологом разгромленной крестоносцами Византийской империи К-польский Патриархат проводил политику укрепления своих крымских епархий. По свидетельству имп. Андроника II Палеолога в кон. XIII в. все эти епархии были возведены в ранг митрополий ( Vasiliev.1936. P. 276). В 1292 г. митр. Софроний присутствовал на Соборе в К-поле ( Арсений. 1873. С. 69). В 1317 г. патриарху К-польскому Иоанну XIII Глике пришлось вмешаться в тяжбу между митрополитами Готии и Сугдеи (совр. Судак) по поводу присоединения к Готии неск. приходов Сугдейской митрополии. В посл. четв. XIV в. у митрополита Готии возникали и др. споры с Сугдейским и Херсонским митрополитами о принадлежности различных приходов (Vasiliev. 1936. P. 276). Довольно подробно известна деятельность митр. Готии Петра, к-рый в 1347 г. подписал Паламитский томос (Darrouzès. 1979. I 5. 2280), в авг. одобрил снятие противников К-польского патриарха Исидора Вухира с должностей (Ibid. 2289), а в сент. участвовал в заседании Собора в К-поле (Ibid. I 5. 2291). В окт. 1368 г. патриарх К-польский Филофей IКоккин передал митрополиту Готии как патриаршему экзарху полномочия на управление Херсонской митрополией. Экзарх получил все права митрополита, в т. ч. право на почести со стороны верующих, на поминание его имени после имени патриарха во всех приходах и на получение доходов, к-рые он был обязан отправлять в Патриархию (Darrouzès. 1979. P. 87. I 5. 2543). В 1370 г. в Херсон назначили митрополита. Митрополит Готии участвовал в заседании Синода в сент. (Ibid. 2741) и в нояб. 1382 г. (Ibid. 2745), 20 янв. 1383 г. (Ibid. 2749) и в февр. 1389 г., при патриархе Антонии IV (Ibid. 2847). Между 1397 и 1399 гг. митрополитом был рукоположен хартофилакс Иоанн Оловол ( Darrouzès. 1979. P. 528. I 6. 3235). В вымостке пола Партенитской базилики найдена плита с надписью, к-рую издал В. В. Латышев и где сообщается о возобновлении в 1427 г. митр. г. Феодоро (ранее Дорос) и Готии Дамианом храма св. апостолов Петра и Павла, основанного Иоанном Готским (Латышев.1896. С. 77–78, № 70). Ок. сер. XV в. обнищавшая Херсонская митрополия влилась в Готскую (Якобсон. 1950. С. 44). После падения К-поля в 1453 г. и Феодоро в 1475-м в Готии турки сохранили все христ. церковные институты, в т. ч. и Готскую митрополию. В надписи 1587 г. из дер. Бия-Сала (совр. Верхоречье) сообщается о том, что митр. Готии Константин возвел и украсил ц. Иоанна Предтечи (Там же. С. 67–68, № 62). В 1635 г. митр. Готии Серафим обратился с жалобой к рус. царю Михаилу Феодоровичу на притеснения христиан татарами (Арсений.1873. С. 74). Ф. А. Хартахай выявил и опубликовал сохранившийся на татар. языке список иерархов Готии с 1639 г. (Хартахай.1867. С. 36). В 1678 г. Готскую митрополию объединили с Кафской (Vasiliev. 1936. P. 279). В 1725–1769 гг. престол митр. Гедеона располагался в Мариамполе, в предместье Бахчисарая — резиденции крымских ханов. Последним митрополитом Готии и Кафы (совр. Феодосия) был Игнатий (1771–1786). Он организовал и возглавил в 1778 г. инициированное гр. П. А. Румянцевым переселение христиан из Крыма в Приазовье (Араджиони. 1999. С. 47–57). В 1783 г. Г. е. перешла в ведение Святейшего Синода в С.-Петербурге. После кончины митр. Игнатия 16 февр. 1786 г. (погребен в Мариуполе) епархия Готии и Кафы прекратила существование. Община переселенцев из Крыма отошла Славянской епархии, к-рую переименовали в Екатеринославскую ( Vasiliev. . 1936. С. 280).
За более чем тысячелетний период истории Г. е. на ее территории были сооружены многочисленные храмы и мон-ри. В кон. VIII в. в одном из поселений (в районе совр. с. Поворотного) в низовьях р. Бельбек была построена 3-нефная базилика. Достоверно известно, что во 2-й пол. VIII в. еп. Иоанном Готским был основан мон-рь в Партените. В 1871 г. Д. М. Струков раскопал предалтарную часть базилики этого мон-ря. Продолжил исследование храма Н. И. Репников, раскрыв 3-нефную 3-апсидную базилику с резными мраморными капителями и мозаиками. Судя по выявленной в раскопе стратиграфии, храм дважды разрушался (в кон. X в. и в 1475) и восстанавливался (в 1472 и в XVI в.). В кон. IX в. в столице Готии Доросе и в соседней крепости, расположенной на плато Эски-Кермен, реконструировали сооруженные еще в кон. VI в. большие 3-нефные базилики. На юго-вост. склоне Мангупа, очевидно, в нач. X в. был возведен крестообразный храм площадью 9,25×11,40 м с 3 входами. Не ранее кон. X в. к сев. и юж. ветвям креста пристроили 2 часовни, а к зап. входу — притвор. В XI в. храм сгорел. Рядом находился христ. плитовый могильник. С Х в. новые храмы строились на Бакле на территории цитадели и посада. В примыкающей долине, в 600 м к югу от горы, раскопаны возведенные в кон. IX в. однонефный с притвором и крестообразный храмы. Очевидно, не раньше XI в. на плато Тепе-Кермен построили небольшую одноапсидную часовню.
Датировка пещерных храмов в Инкермане, Шулдане, Качи-Кальоне и др. местах является предметом оживленной дискуссии: нек-рые исследователи склонны относить к ранне - и средневизант. времени храмы на Тепе-Кермене, в Челтер-Кобе и на дороге на Эски-Кермен. Большее единодушие наблюдается в отношении поздневизант. пещерных церквей инкерманских мон-рей, Северного и Южного мон-рей на Мангупе, мон-ря Шулдан (Могаричев.1997; Виноградов, Гайдуков, Желтов. 2005).
Мн. пещерные храмы в XIII–XV вв. были украшены фресками: роспись сохранилась в 3 храмах на Эски-Кермене и около него. Церковь (видимо, св. Георгия), находившаяся на юж. обрыве, была названа Успенской по композиции на сев.-зап. стене. На сев.-вост. стене изображены вмч. Георгий и св. Арсений, левее — фрагменты Сретения и пророки, на потолке — Крещение и Рождество Христово, в апсиде — Мелисмос, в конхе — Деисус, над апсидой — Благовещение, в протезисе — Богородица. Роспись выполнена во 2-й пол. XIII в. Церковь «Трех всадников» была вырублена в отколовшейся от основного массива глыбе и находилась на территории раннесредневек. могильника. На ее сев. стене изображены в движении всадники в панцирях с развевающимися плащами, представляющие собой 3 ипостаси вмч. Георгия Победоносца: воина, спасителя из плена и змееборца. Надпись под фреской датирует ее 1191–1292 гг. Храм «Донаторов» находится в верховьях балки Черкес-Кермен. В апсиде изображен Деисус и Мелисмос, в наосе — евангельские сцены, св. воины (в т. ч. вмч. Феодор Стратилат — патрон церкви — со сценами мученичества), св. жены, мученики-целители и преподобные (на арках и сводах), а также 5 ктиторов: 3 мужчины и 2 женщины. Фрески первых 2 храмов, видимо, исполнены провинциальными художниками, фрески храма «Донаторов» принадлежат более мастеровитому художнику XIV в. В Бахчисарайском заповеднике хранятся отреставрированные О. И. Домбровским фрески из упомянутого выше храма, восстановленного в 1587 г. в дер. Бия-Сала, с изображе нием Деисуса и Мелисмоса (Волконская. 2004).